Отправлено: 15.07.11 07:15. Заголовок: Департамент животнов..
Департамент животноводства и племенного дела на сайте Министерства С/Х РФ опубликовал Целевую программу «Развитие племенного коневодства в Российской Федерации в 2010-2013 гг.». http://mcx.ru/documents/file_document/show/15195.285.htm
Утверждена: Министром сельского хозяйства Российской Федерации Е.Скрынник от «28» января 2011 г. № 22
Отраслевая целевая программа «Развитие племенного коневодства в Российской Федерации в 2010-2013 гг.»
Целью Программы является создание экономических и правовых условий структурирования и устойчивого развития племенного коневодства в Российской Федерации и увеличение производства высококачественной конкурентоспособной племенной продукции для различных направлений использования лошадей. Модернизация коневодства в России на базе развития национальной коневодческой индустрии.
Основными задачами для достижения указанной цели являются: - государственная поддержка расширенного воспроизводства племенных лошадей для полного удовлетворения потребности в них внутреннего и внешнего рынка; - структурирование племенной базы коневодства Российской Федерации; - повышение интенсивности селекционных процессов в племенном коневодстве, обеспечивающих получение высокоценных племенных и спортивных лошадей, не уступающих по качеству поголовью стран с развитым коневодством; - совершенствование организационно-технологических приемов ведения отрасли коневодства. Достижение цели Программы позволит увеличить к 2013 году по сравнению с 2009 годом: - поголовье племенных лошадей с 13,0 до 15,5 тыс. голов, в том числе кобыл репродуктивного возраста с 5,2 до 6,2 тыс. голов; - производство племенного молодняка с 2,9 до 4,0 тыс. голов; -объемы реализации племенного молодняка с 2,0 до 2,9 тыс. голов.
В течение периода реализации Программы будут осуществлены первоочередные мероприятия по развитию племенного коневодства: - изменение порядка и размеров субсидирования племенных коневодческих хозяйств; - внедрение рациональных селекционных и организационно-технологических приемов, обеспечивающих получение высокоценных племенных лошадей, не уступающих по качеству конскому поголовью стран с высокоразвитым коневодством; - совершенствование организационно-технологических приемов ведения племенного коневодства; - проведение НИОКР по наиболее актуальным темам.
Сроки реализации программы 2011-2013 гг.
Объем и источники финансирования 608,4 млн. руб., в т.ч. федеральный бюджет – 306,0 млн. руб.
Достижение цели Программы позволит увеличить к 2013 году по сравнению с 2009 годом: - поголовье племенных лошадей с 13,0 до 15,5 тыс. голов, в том числе кобыл репродуктивного возраста с 5,2 до 6,2 тыс. голов; - производство племенного молодняка с 2,9 до 4,0 тыс. голов; -объемы реализации племенного молодняка с 2,0 до 2,9 тыс. голов. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Программа направлена на расширенное и эффективное развитие племенного коневодства в целях полного обеспечения сельскохозяйственных, спортивных, досуговых организаций и физических лиц высококачественными лошадьми разных направлений хозяйственного использования на основе высокой экономической эффективности производства и конкурентоспособности племенной продукции. Программа разработана в развитие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. 1.1. Анализ состояния и потенциал развития коневодства в Российской Федерации. За 1991 – 2009 годы общее поголовье лошадей в России уменьшилось с 2618,4 до 1375,3 тыс. голов, или на 47,5 процента. В 2006 – 2009 годах, впервые после семнадцатилетнего снижения поголовья, наметилась тенденция роста общей численности лошадей - на 70,9 тыс. голов (5,4 %). Изменение численности лошадей в целом по Российской Федерации и основным категориям хозяйств отражено в таблице 1. При резком снижении численности лошадей в крупных сельскохозяйственных организациях (в 5,7 раза), в личных подсобных хозяйствах населения она выросла с 274,4 до 762,2 тыс. голов (в 2,8 раза). Кроме того, устойчиво увеличивается конское поголовье в крестьянских (фермерских) хозяйствах, имеющих на начало текущего года 201,1 тыс. лошадей. Таким образом, в собственности физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств имеется 963,3 тыс. лошадей, или 70 % от общей их численности. Изменения в размещении конского поголовья по Федеральным округам характеризуются данными таблицы 2. За 2009 год конское поголовье возросло в 39 субъектах Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что в республиках Алтай, Хакасия, Калмыкия и Карачаево-Черкесия численность лошадей на начало 2010 года превысила уровень начала 1991 года. Удельный вес конского поголовья Сибирского и Дальневосточного федеральных округов к общему конскому поголовью страны увеличился с 35,4 до 50,6 процента. В этих регионах традиционного ведения табунного коневодства прочно утвердились позитивные тенденции развития отрасли. Прогноз развития коневодства на обозначенную в Программе перспективу определяет в 2010-2013 гг. увеличение численности лошадей в массовом коневодстве с 1331 до 1441 тыс. голов (на 8 %). К 2013 году поголовье лошадей продуктивного направления увеличится с 330,4 до 482,3 тыс. голов (на 46 % к уровню 2009 г.), общее число спортивных и досуговых лошадей возрастет до 12 тыс. голов (на 25 %). Поголовье лошадей рабоче-пользовательного направления согласно прогнозу снизится с 991 до 946 тыс. голов – на 4 процента (Приложение № 1 к Программе). В эффективном ведении коневодческой отрасли ключевая роль принадлежит племенному коневодству. Развитие коневодства по пути расширенного воспроизводства потребует дальнейшего совершенствования заводских и местных пород лошадей племенной базы. Система племенного коневодства в Российской Федерации включает 55 племенных конных заводов, в том числе 46 – по разведению лошадей заводских пород, 129 племенных репродукторов, из которых 64 занимаются воспроизводством лошадей заводских пород и 15 генофондных хозяйств по сохранению местных пород лошадей. Кроме того, разведением племенных лошадей занимаются 867 физических лиц и индивидуальных предпринимателей. В базе данных централизованного племенного учета в коневодстве зарегистрировано около 1100 организаций, занимающихся коневодством. Вместе с тем, в системе племенного коневодства значительное количество племенных предприятий, включая конные заводы, не аттестовано и не внесено в государственный племенной регистр. Вследствие этого они не участвовали в программах субсидирования племенного животноводства на федеральном и региональном уровнях. В племенных коневодческих хозяйствах разводятся лошади 43 пород, из них 22 заводские породы отечественной и зарубежной селекции и 21 местная порода и их внутрипородные типы. В стране функционирует 24 заводские конюшни и 34 ипподрома. В последние два десятилетия в функционировании племенного коневодства преобладают в основном негативные тенденции. В период планово-директивной экономики успешность племенного коневодства базировалась на искусственном направлении хозяйствами доходов, получаемых от более эффективных отраслей растениеводства и животноводства, на ведение коневодства. Реализация племпродукции осуществлялась по фиксированным ценам через систему племобъединений путем доведения племенным конным заводам и фермам плановых заданий по реализации лошадей. Экономические механизмы, стимулирующие улучшение качества производимой племенной продукции, действовали лишь в ограниченном числе случаев при реализации лошадей по договорной цене, что допускалось правилами закупок исключительно в отношении ценных лошадей. В этих условиях цель селекционно-племенной работы была лишена экономической мотивации, снижалась ее эффективность, и это методично уменьшало конкурентные преимущества отечественного спортивного коневодства по сравнению со странами, где давно и четко сформирована цель племенного коневодства: производство лошадей, обеспечивающих ипподромный бизнес, тотализатор, массовый и элитный конный спорт. Именно поэтому при разрушении плановой системы племенное коневодство страны, располагающее большим селекционно-генетическим потенциалом, не адаптировалось к новой экономической ситуации в необходимые сроки. В племенном коневодстве определяющим фактором его развития является численность и качественный состав поголовья кобыл репродуктивного возраста. Этот же показатель важен для прогнозных расчетов общего конского поголовья на перспективу. К 2010 году в конных заводах страны число племенных кобыл производящего состава основных заводских пород уменьшилось по сравнению с уровнем 1990 г. на треть - с 6,3 до 4,2 тыс. голов (Приложение № 2 к Программе). За анализируемый период значительно снизились также основные производственные показатели племенного коневодства. Деловой выход жеребят в расчете на 100 кобыл в конных заводах снизился с 72 в 1990 г. до 56 голов в 2009 г. Как следствие, реализация племенного молодняка сократилась соответственно с 70 до 38 голов на 100 кобыл (Приложение № 3 к Программе). Постоянно растущие затраты на содержание производящего состава, выращивание и тренинг молодняка при одновременном уменьшении выхода племенных жеребят и ухудшении их качества обусловили снижение товарности и углубление убыточности племенного коневодства в конных заводах (таблица 3). К положительным аспектам развития племенного коневодства следует отнести последовательное формирование нормативной базы отрасли в соответствии с международными стандартами, создание и совершенствование системы централизованного племенного учета лошадей по основным заводским породам, формирование электронных баз данных по племенному коневодству, осуществление генетической идентификации и ведение контроля достоверности происхождения племенных лошадей, регулярное издание Государственных книг племенных лошадей (за 1991 – 2009 годы выпущено 86 томов, в том числе 83 по заводским породам и 3 по местным), реализация научно-обоснованной методики испытаний молодняка пород спортивного направления, разработка правил комплексной оценки селекционируемых признаков. Создан ряд негосударственных объединений (ассоциаций) по племенному коневодству – Национальный коневодческий союз, Национальное скаковое общество (жокей клуб), Национальное беговое общество, Ассоциация тракененского коннозаводства России, Ассоциация ахалтекинского коневодства, Ассоциация «Содружество», Ассоциация орловского коннозаводства, Ассоциация донского коннозаводства и др. Существенно улучшены рекорды резвости рысаков на ипподромах страны, уровень ведущих скачек для чистокровных верховых лошадей по качеству участников приближается к международному. Открыт доступ к мировым генетическим ресурсам коневодства. Неотъемлемым звеном селекционно-племенной работы в конных заводах и репродукторах являются испытания выращенных племенных лошадей на ипподромах, позволяющие оценить качество племенной продукции и соответствие ее задачам, поставленным в селекционных программах совершенствования пород. Вместе с тем ипподромы, как показывает зарубежный опыт, являясь испытательными полигонами, одновременно решают задачи финансирования племенного коневодства за счет средств, генерируемых в системе конного тотализатора и других сопутствующих мероприятий и структур. Основные производственные и экономические показатели ипподромов нашей страны, как видно из таблицы 4, за последние 20 лет значительно снизились. Общая численность лошадей, испытанных на ипподромах, снизилась за 1991-2008 годы на 1,9 тыс. голов (на 23 %). Вместе с тем, в текущем десятилетии их количество возросло с 5,4 до 6,4 тыс. голов. Основной прирост произошел за счет испытаний верховых (скаковых) лошадей. Это связано с возрастанием популярности скачек, учреждением ряда престижных призов, распространением практики спонсирования призовых выплат, повышением внимания к скачкам со стороны федеральных и региональных органов власти. Однако, эти нововведения не затронули фундаментальных финансово-экономических основ ипподромных испытаний. Как и прежде, весьма существенной остается доля бюджетного финансирования, а доля доходов от тотализатора сократилась с 43,6 % в 1991 до 22,7 % в 2008 году. И хотя в расчете на 1 испытанную лошадь поступления от тотализатора увеличились с 1,08 тыс. руб. в 1991 до 9,65 тыс. руб. в 2008 году, их прирост не обеспечил покрытие возросших затрат на испытания. В расчете на 1 испытанную лошадь они увеличились с 2,01 тыс. руб. в 1991 году до 47,6 тыс. руб. в 2008 году. Ипподромы стали глубоко убыточными. Более того, в последние 2 года в связи с вступлением в действие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственные учреждения и унитарные предприятия (большинство государственных заводских конюшен с ипподромами имеют статус ФГУП), не включенные в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, лишены права размещения тотализатора (статья 15). В связи с этим в последние два года ощутимо упал интерес посетителей к испытаниям лошадей, особенно рысистых. И, как показывает анализ, объемы продаж на внутреннем рынке рысаков сократились почти на 50 процентов. Учитывая это, представляется целесообразным внесение изменений в указанный выше Федеральный закон, направленных на смягчение требований, предъявляемых к тотализаторам, на которых заключаются пари на конные бега и скачки. Ипподромы крайне недостаточно используют свои резервы: возможности подсобных хозяйств и другие способы привлечения средств (аренда производственных помещений, расширение перечня платных услуг, связанных с содержанием и использованием лошадей). Государственные заводские конюшни, функционирующие в основном на бюджетные средства призваны играть важную роль племенных рассадников в массовом коневодстве. Вместе с тем, анализ их деятельности свидетельствует о том, что в современных условиях они недостаточно используют свои резервы в таких направлениях деятельности, как качественное улучшение конского поголовья в массовом коневодстве, оказание услуг по воспроизводству, консалтинг, организация конно-спортивных соревнований, выставок, выводок и др. Главными препятствиями для устойчивого развития и повышения конкурентоспоспособности отрасли являются: неразвитость внутреннего рынка племенных лошадей в связи с отсутствием обеспечения полноформатного возмещения затрат на их производство, резкое сокращение численности и качества племенных лошадей, массовый нежелательный импорт лошадей призовых и спортивных пород, недостаточное техническое оснащение и низкий организационно-технологический уровень ведения племенного коневодства в хозяйствах, слабая кормовая база и недостаточная обеспеченность культурными пастбищами (левадами), недостаточное применение экономических механизмов при координации работ по совершенствованию заводских пород лошадей, дефицит квалифицированных кадров. Вышеизложенные препятствия обусловлены рядом объективных причин, имеющих системный характер. В настоящее время возмещение затрат коневодческих хозяйств на выращивание племенных лошадей осуществляется в основном только за счет денежных поступлений от реализации лошадей. Вследствие снижения сегмента внутреннего рынка и ограниченного экспорта лошадей эти поступления не покрывают расходов на воспроизводство и выращивание племенного молодняка, что приводит к углублению убыточности отрасли. Объем внутренних продаж племенных лошадей в среднем за 2007-2009 гг. уменьшился, по сравнению с 1990 г. почти в 2 раза, а среднегодовой экспорт снизился в 3,5 раза. На ипподромах России в последние два десятилетия развитие зрелищной привлекательности бегов и скачек и обеспечение эффективной работы тотализатора были крайне недостаточны, что привело к снижению доли тотализатора в структуре денежных поступлений с 43,7 % в 1991 до 22,7 % в 2008 году. Ипподромы с их устаревшей производственной базой и недоразвитостью сферы сервисных услуг не обеспечивали даже самоокупаемости основной деятельности.
Сокращение численности и качества племенных лошадей.
Снижение потребности в племенном материале для улучшения рабочих и продуктивных качеств массового конского поголовья и комплектования ипподромов и спортивно-досуговых организаций объективно вызвало сокращение численности маточного поголовья в племенных хозяйствах. Сократилось число коневодческих ферм в сельскохозяйственных организациях, в прежние времена составлявших основную часть потребителей продукции племенных коневодческих предприятий, из-за экономической нецелесообразности их содержания. Вследствие этого племенные коневодческие хозяйства несут большие неокупаемые расходы на выращивание и передержку племенного молодняка. В особо сложном положении оказались хозяйства, разводящие лошадей рысистых, полукровных и тяжеловозных пород отечественной селекции. Приватизация конных заводов, разводящих лошадей перечисленных пород, на фоне убыточности племенного коневодства усугубила процессы сокращения высокоценного племенного ядра вплоть до полного его уничтожения. В связи с этим ряд конных заводов, имевших многовековую историю и располагавших ранее ценнейшим племенным поголовьем лошадей в настоящее время выпал из селекционного процесса. Государственная поддержка племенного коневодства из федерального и региональных бюджетов в размере от 8 000 рублей на 1 кобылу в год возмещает лишь 10-15 % годовых производственных затрат племенных хозяйств. Субсидии выделяются без учета фактического получения и сохранения до отъема жеребят, что при существующем уровне показателей не обеспечивает расширенного воспроизводства поголовья. Массовый импорт племенных лошадей.
При среднегодовом экспорте в 2007-2009 гг. в количестве 176 племенных лошадей Россия импортирует по 393 головы в год. Отрицательный торговый баланс России на внешнем конском рынке также непосредственно и опосредованно негативно влияет на состояние отечественного племенного коневодства. Лошади призовых и спортивных пород завозятся для участия в розыгрыше на ипподромах наиболее престижных и дорогих призов, а также в крупных конно-спортивных соревнованиях с большим призовым фондом. Так, в целом в 2007 – 2009 годах из 1178 импортированных лошадей, завезено 836 голов чистокровной верховой породы (71%), европейских спортивных пород 170 голов (14,4%), американской рысистой – 142 головы (12,0%), арабской чистокровной – 17 (1,4%) и орловской рысистой – 13, или 1,1 процента. Факты неограниченного импорта лошадей чистокровной верховой, чистокровной арабской, тракененской, орловской рысистой пород, высококачественным производящим составом которых располагают отечественные племенные коневодческие хозяйства, свидетельствуют о том, что завоз лошадей носит бессистемный характер и его последствия для селекции и экономики коннозаводства могут оказаться негативными.
Недостаточное техническое оснащение, низкий организационно-технологический уровень ведения племенного коневодства.
В результате комплексных обследований состояния отрасли в ведущих конных заводах страны было установлено, что наиболее слабым звеном в технологии воспроизводства, выращивания и тренинга племенных лошадей является высокий процент изношенности производственно-технологических объектов, очень слабая обеспеченность племенных коневодческих хозяйств современным оборудованием, производственными ресурсами. К организационным недостаткам следует отнести отсутствие выраженной внутриотраслевой специализации. Племенные конные заводы и репродукторы являются, как правило, многоотраслевыми сельскохозяйственными предприятиями, в которых на долю коневодства приходится не более 5 % стоимости всей товарной продукции. Полученный молодняк доращивается в конных заводах до возраста 2-2,5 лет, затем передается на испытания и остается собственностью хозяйств вплоть до реализации. При этом, большинство конных заводов из-за дефицита кадров, отсутствия современной производственной базы для проведения заводского тренинга молодняка (водилок, современных экипажей-качалок, манежей, всепогодных дорожек, полноценного левадного хозяйства и др.) практически не может подготовить высококачественных лошадей для призовой или спортивной карьеры. Как показывает зарубежный опыт внутриотраслевой специализации в племенном и спортивном коневодстве племенные хозяйства (конные заводы и племенные репродукторы) должны быть освобождены от дорогостоящей и длительной передержки молодняка, имея возможность продавать его в раннем возрасте на аукционах. Новые собственники лошадей готовят их для призовой и спортивной карьеры на специализированных предприятиях – тренировочных пунктах на платной основе. Слабая кормовая база и недостаточная обеспеченность культурными пастбищами (левадами).
Важнейшим технологическим звеном, способствующим повышению качества племенного поголовья является полноценное кормление лошадей на протяжении всей жизни. В части состояния кормовой базы в племенных хозяйствах отмечается, что обеспеченность лошадей грубыми и концентрированными кормами в основном соответствует научно обоснованным нормам кормления. Вместе с тем, в отечественной комбикормовой промышленности не налажено производство полнорационных комбикормов и премиксов для лошадей. Обеспечение потребностей поголовья за счет приобретения дорогостоящих импортных кормов и добавок для многих хозяйств является обременительным. Для племенных лошадей необходимым технологическим приемом является выпас на естественных и культурных пастбищах. Наряду с биологическими преимуществами этого способа содержания максимальное использование пастбищной растительности в течение года обеспечивает снижение стоимости кормления лошадей в условиях центральных регионов страны на 15-20 процентов. Обеспеченность племенного коневодства искусственными пастбищами (левадами) составляет не более 17 % от потребности. Существующие пастбища в своем большинстве нуждаются в реконструкции. Недостаточная эффективность селекционных процессов в племенном коневодстве.
В современных условиях не существует механизмов, регулирующих взаимоотношения владельцев племенных лошадей при возникновении ситуаций, связанных с назначением лошадей, завершивших спортивную (беговую, скаковую) карьеру. Кроме того, научно-исследовательские институты в области коневодства не имеют право результативно влиять на принятие селекционных решений (покупка производителей, обмен племенным материалом, искусственное осеменение и т.д.) субъектами по племенному животноводству. Это снижает эффективность селекционно-племенной работы по совершенствованию заводских пород лошадей. Для того чтобы увеличить эффективность селекционных процессов в коневодстве, необходимо приобретение ценного племенного материала (поголовья и спермы выдающихся жеребцов-производителей заводских пород), современного оборудования (линий по замораживанию спермы и эмбрионов, новых систем идентификации животных), внедрение компьютерной системы централизованного племенного учета и электронного документооборота, в том числе ведения племенных книг в электронном виде.
Дефицит квалифицированных кадров.
Коневодческая отрасль с каждым годом испытывает все обостряющийся дефицит кадров. В большинстве конных заводов и племенных репродукторов хронически не хватает работников массовых профессий: коневодов, жокеев, наездников, тренеров, ковалей и др. В стране отсутствуют специализированные учебные учреждения по подготовке кадров перечисленных специальностей. Перестала существовать единственная в стране специализированная кафедра коневодства в ФГОУ ВПО «Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева». Требует активизации работа по повышению квалификации руководителей и специалистов племенных коневодческих хозяйств, а также по подготовке кадров для племенного коневодства в образовательных учреждениях специального профиля. Изложенные выше проблемы системного характера усугубляются недостатком комплексных научных разработок селекционно-генетического, биотехнологического и организационно-технологического направлений, что сдерживает инновационное развитие племенного коневодства.
Отправлено: 15.07.11 07:24. Заголовок: 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРО..
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является создание экономических и правовых условий структурирования и устойчивого развития племенного коневодства в Российской Федерации и увеличение производства высококачественной конкурентоспособной племенной продукции для различных направлений использования лошадей. Основными задачами для достижения указанной цели являются: - обеспечение значительного улучшения воспроизводства лошадей для полного удовлетворения потребности в них внутреннего и внешнего рынка; - повышение интенсивности селекционных процессов в племенном коневодстве, обеспечивающих получение высокоценных племенных и спортивных лошадей, не уступающих по качеству конскому поголовью стран с высокоразвитым коневодством; - совершенствование организационно-технологических приемов ведения отрасли.
3. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ
За период реализации Программы будет создана база устойчивого и эффективного развития племенного коневодства для максимального обеспечения потребностей внутреннего и внешнего рынка отечественной племенной продукцией. Важнейшую роль в процессе развития племенного коневодства будут играть генетический потенциал заводских пород лошадей, разводимых в Российской Федерации. Реализация Программы предусматривает максимально эффективное использование всех имеющихся трудовых, производственных и генетических ресурсов отрасли на базе интенсификации селекционного процесса и технологического обновления в целях повышения ее стабильного поступательного развития и повышения конкурентоспособности. Основными целевыми индикаторами являются показатели численности кобыл репродуктивного возраста по породам и породным направлениям, уровень воспроизводства и товарности в абсолютном исчислении и в расчете на 100 племенных маток.
Достижение программной цели позволит в 2013 году по сравнению с 2009 годом увеличить поголовье племенных лошадей заводских пород с 13,0 до 15,5 тыс. голов.
Реализация племенного молодняка возрастет с 2,0 до 2,9 тыс. голов.
Экспорт племенных и спортивных лошадей увеличится с 176 до 250 голов.
Поголовье племенных лошадей местных пород увеличится с 22,3 до 24,7 тыс. голов (на 11 %), в том числе маточного поголовья с 11,1 до 12,3 тыс. голов. Реализация племенного молодняка составит в 2013 году 6,8 тыс. голов, что на 1,2 тыс. голов больше, чем в 2009 году. Полное обеспечение товарных хозяйств с развитым мясным табунным коневодством племенными лошадьми местных пород обеспечит увеличение производства мяса-конины с 28,7 до 35,1 тыс. тонн. 4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Решение основных задач Программы намечается обеспечить путем реализации комплекса мероприятий.
4.1. Изменение порядка и размеров субсидирования племенных коневодческих хозяйств.
Размеры субсидий на содержание маточного поголовья племенных лошадей по системе «кобыла-жеребенок» рассчитываются на 1 кобылу при условии получения к отъему в возрасте 6-9 месяцев здорового жеребенка по фактической ставке, установленной на финансирование содержания одной кобылы в год. В настоящее время средний размер субсидирования в конных заводах, племенных репродукторах и генофондных хозяйствах установлен в размере 8 тыс. рублей без учета количества полученных жеребят.
В 2011-2013 годах для племенных хозяйств, выращивающих лошадей заводских пород для получения субсидий из федерального бюджета средний деловой выход жеребят в расчете на 100 кобыл определен на уровне 70 голов. Следовательно, расценка за 1 кобылу с жеребенком в год составит 11 тыс. 430 рублей (8 тыс. руб.: 0,70).
Предлагается дифференцировать размер субсидии для отечественных заводских пород в размере 15 тыс. рублей и пород зарубежной селекции 9 тыс. руб. за кобылу с жеребенком в год.
В связи с тем, что затраты на выращивание племенных лошадей местных пород в конных заводах, племенных репродукторах и генофондных хозяйствах значительно ниже по сравнению с хозяйствами, разводящими лошадей заводских пород, предлагается изменить порядок субсидирования племенных хозяйств по сохранению и разведению местных пород. Размер субсидии для этой категории племенных хозяйств целесообразно установить в сумме 8 тыс. рублей за одну кобылу с жеребенком, выращенным до отъема.
Размер субсидии, объемы финансирования для субсидий в системе «кобыла-жеребенок» представлены в таблице 6.
4.2. Внедрение рациональных селекционных и организационно-технологических приемов, обеспечивающих получение высокоценных племенных лошадей, не уступающих по качеству конскому поголовью стран с развитым коневодством.
4.2.1. Разработка предложений по внесению изменений в минимальные требования, предъявляемые к племенным организациям по разведению лошадей, установленные Правилами определения видов организаций по племенному животноводству, утвержденными приказом Минсельхоза России от 19 октября 2006 г. № 402.
В связи с тем, что в последние годы происходит массовая организация частными собственниками некрупных племенных коневодческих хозяйств по разведению лошадей заводских пород при снижении концентрации поголовья в конных заводах и репродукторах, целесообразно снизить минимальные требования по численности кобыл.
4.2.2. Субсидирование части затрат на приобретение по импорту жеребцов-производителей чистокровной верховой, американской стандартбредной, чистокровной арабской, ганноверской, тракененской пород, спермодоз от высококлассных жеребцов - производителей.
Сумма бюджетных средств на приобретение жеребцов - производителей и покупку спермодоз составляет 21,6 млн. руб., в том числе на покупку жеребцов 12,6 млн. рублей (3 голов х 4,2 млн. руб.) и спермодоз – 9 млн. руб. (150 спермодоз х 60 тыс. руб.) Сумма субсидий по годам составит:- 2011 г. – 8,7 млн. руб., 2012 г. – 8,7 млн. руб., 2013 г. – 4,2 млн. руб.;
4.2.3. Субсидирование части затрат хозяйств на содержание наиболее ценных жеребцов-производителей, используемых для намораживания спермы в сумме 1,2 млн. руб. (30% от годовой стоимости содержания - 45 тыс. руб. х 9 голов х 3 года). Сумма субсидий составит 400 тыс. руб. в год;
4.2.4. Субсидирование затрат на приобретение по импорту автоматической линии по замораживанию спермы жеребцов – производителей – 13,2 млн. рублей; Приобретение автоматической линии запланировано на 2011 год.
4.2.5. Субсидирование части затрат на приобретение жеребцов-производителей основных улучшающих заводских пород для государственных заводских конюшен – 29,7 млн. руб. (90 тыс. рублей х 110 голов х 3 года); Общая потребность в субсидиях на реализацию мероприятий по интенсификации селекционных процессов в 2011- 2013 годах составляет 68,7 млн. руб., в т.ч. из федерального бюджета 39 млн. руб. и региональных бюджетов – 29,7 млн. руб.
4.3. Совершенствование организационно-технологических приемов ведения племенного коневодства.
4.3.1. Создание и реконструкция искусственных пастбищ (левад) для лошадей 153 млн. руб. (99 тыс. руб. х 1550 га), в том числе 2001 г. – 51,0 млн. руб., 2012 – 51,0 млн. руб., 2013 г. – 51,0 млн. руб.;
4.3.2. Организация тренировочных пунктов по подготовке рысистого, верхового и спортивного молодняка племенных лошадей - 24 млн. руб. (3 трендепо х 8 млн. руб.), в том числе 2011 г. – 8 млн. руб., 2012 – 8 млн. руб., 2013 г. – 8 млн. руб. Общий объем средств, выделяемых на совершенствование технологии ведения отрасли - 177 млн. руб., т.е. по 59,0 млн. рублей в год.
4.4. НИОКР по наиболее актуальным темам
4.4.1. Оценка отечественных и мировых генетических ресурсов пород лошадей и разработка предложений по их рациональному использованию.
В результате выполнения НИОКР будут получены материалы о состоянии генетических ресурсов пород лошадей в мире и Российской Федерации, целях и направлениях селекции, достигнутых результатах, прогрессе в породах. На основе полученной информации будут разработаны предложения по улучшению племенной работы и рациональному использованию мировых и отечественных ресурсов коневодства. Потребность финансирования из федерального бюджета на этот проект составляет 8 млн. руб.
4.4.2. Разработка системы оценки жеребцов-производителей по качеству потомства по комплексу признаков, в том числе призовой и спортивной работоспособности, типу телосложения, экстерьеру, промерам, качеству ближайших предков.
В результате выполнения НИОКР по этой теме будет подготовлено практическое руководство по оценке жеребцов-производителей призовых и спортивных пород, гармонизированное с аналогичными руководствами ведущих коневодческих стран мира. Потребность финансирования из федерального бюджета на этот проект составляет 2 млн. руб.
4.4.3. Создание информационной системы племенного коневодства в России в двух уровнях баз данных: национальном и региональном. В результате выполненных исследований будет создана современная база данных по племенному поголовью всех пород лошадей России, что позволит оперативно управлять селекционно-генетический работой в отрасли.
Отправлено: 15.07.11 07:31. Заголовок: 5. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ..
5. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ
Программа реализуется в период 2011 – 2013 годов. При этом первоочередными задачами, которые необходимо решить в 2011 году являются: - осуществление субсидирования конных заводов, племенных репродукторов и генофондных хозяйств на содержание маточного поголовья заводских пород по системе «кобыла – жеребенок» по ставкам, приведенным в разделе 4 Программы; - разработка предложений по внесению изменений в Правила определения видов организаций по племенному животноводству, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 октября 2006 г. № 402; - разработка системы оценки жеребцов-производителей по качеству потомства по комплексу признаков, в том числе призовой и спортивной работоспособности, типу телосложения, экстерьеру, промерам, качеству ближайших предков.
6. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ; ОБЩАЯ ОЦЕНКА ВКЛАДА ПРОГРАММЫ В ДОСТИЖЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ; ОЦЕНКА РИСКОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: создать условия для поступательного и эффективного развития племенного коневодства на основе увеличения численности племенных лошадей и повышения их генетического потенциала, технологической модернизации коневодческих племенных предприятий, создания тренировочных пунктов (трендепо). Осуществление программных мероприятий окажет положительное влияние на динамику целевых индикаторов стратегических целей Минсельхоза России в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. При этом возрастет вклад Программы в обеспечение потребностей коневодческой отрасли в высококачественной отечественной племенной продукции: - спортивного коневодства (численность лошадей этого направления использования увеличится в обозначенной перспективе с 9,6 до 12,0 тыс. голов); - мясного табунного и молочного коневодства (поголовье лошадей продуктивного направления возрастет с 330,4 до 482,3 тыс. голов к 2013 году и производство мяса-конины в живой массе на 6,4 тыс. тонн за 3 года и кумыса на 0,9 млн. литров в год); - призового коневодства для проведения испытания (соревнований) рысистых и верховых лошадей в соответствии с международными правилами (производственные мощности ипподромов позволят испытывать до 8,5 тыс. племенных лошадей); - экспорта племенных и спортивных лошадей (к 2013 году намечено довести экспорт лошадей до 250 голов в год). Потребность в бюджетных финансовых ресурсах определена значимостью поставленной цели и задач для её достижения. Сохранение в период действия Программы государственных субсидий на содержание маточного поголовья и племенных лошадей и их выплаты по системе «кобыла – жеребенок» позволит значительно повысить заинтересованность племенных хозяйств в улучшении воспроизводства, что в свою очередь обеспечит рост товарности и эффективности отрасли. Приобретение по импорту высокоценных жеребцов-производителей и генетического материала (спермодоз) от выдающихся жеребцов, а также субсидирование отечественных племенных хозяйств за представление ценного генетического материала (спермодоз) и их использование в разведении обеспечит повышение интенсивности селекционных процессов в племенном коневодстве и получение лошадей высшего международного класса. Выделение субсидий государственным заводским конюшням на приобретение жеребцов-производителей и использование их в воспроизводстве в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах обеспечит значительное повышение рабочих и продуктивных качеств конского поголовья в массовом коневодстве.
Отправлено: 15.07.11 07:36. Заголовок: 6.2. Социальные и эк..
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы.
Реализация мероприятий, намеченных в Программе позволит создать стартовые условия для эффективного ведения племенного коневодства по пути расширенного воспроизводства. Наряду с увеличением поголовья племенных лошадей и обеспечением высококачественным племенным материалом рабоче - пользовательного, продуктивного и спортивно - досугового коневодства реализация Программы позволит создать около 4,5 тысяч новых рабочих мест в сельской и городской местности. В результате реализации Программы валовой продукт отрасли в 2013 году увеличится к 2013 году по сравнению с 2009 годом на 211 млн. рублей –почти в 1,5 раза, а дополнительная чистая прибыль составит около 80 млн. рублей в год.
6.3. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут негативно повлиять на результаты реализации Программы следует отнести: - недостаточное и несвоевременное финансирование программных мероприятий; - отсутствие квотирования на импорт племенных лошадей, а также спермы жеребцов и системы объективной оценки племенной ценности ввозимой племенной продукции; - неблагоприятная рыночная конъюнктура на отечественных племенных лошадей на внутреннем и внешнем рынке; - производственные и технологические риски (недостаточная обеспеченность кормами, ветеринарной защитой и др.); - несвоевременная и недостаточность обеспеченность кадрами. Снижение рисков в рамках реализации Программы необходимо проводить путем ее точного и своевременного финансирования по всем источникам и четкого соблюдения научно-обоснованных технологий получения и выращивания заводских и местных пород лошадей.
7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ.
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и ее экономической эффективности при финансировании в запроектированном объеме показывает при ее реализации может быть обеспечено значительное увеличение численности племенных лошадей заводских и местных пород и объемов реализации племенной продукции. Эффективность расходования средств всех источников финансирования определяется по формуле: Эобщ=ВП / Ф х 100, где Эобщ – коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств; ВП – ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении; Ф – объем финансирования производства продукции. Эффективность расходования бюджетных средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализации по формуле: Эб=ВП / Р х 100, где Эб – коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств федерального бюджета; ВП – ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении; Р – расходы средств федерального бюджета по Программе. Расчет эффективности расходования средств в рамках Программы приведен в таблице 8. Из таблицы 8 видно, что коэффициент общей эффективности составит в среднем за три года исполнения Программы 52,1 %, что свидетельствует о высокой степени возмещения затрат по Программе через прирост товарного продукта – в среднем около 2-х лет. Средняя эффективность использования бюджетных средств характеризуется высоким показателем, составляющим 102,6 процента.
8. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСАХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ.
Финансирование программных мероприятий намечено осуществлять за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Минсельхозу России в федеральном бюджете на указанные цели. Объем средств, необходимых для реализации мероприятий по Программе рассчитан с учетом: - фактических цен на племенных лошадей, установленных на внешнем и внутреннем рынке; - установленных уровней субсидирования содержания лошадей в племенных заводах, репродукторах и генофондных хозяйствах.
9. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.
Управление Программой и распоряжение средствами федерального бюджета осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Система управления реализацией Программы: - ответственными за реализацию Программы, достижение ее целей и задач являются Департамент животноводства и племенного дела и Департамент экономики и анализа; - координацию деятельности подразделений Минсельхоза России, учреждений и организаций, участвующих в выполнении Программы и их взаимодействий по реализации программных мероприятий осуществляют Департамент животноводства и племенного дела и Департамент экономики и анализа; - финансирование программных мероприятий осуществляет Департамент экономики и анализа, Департамент финансов и бюджетной политики, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованные частные инвесторы; - научно-методологическое обеспечение реализации Программы осуществляет Департамент научно-технологической политики и образования; - ответственными за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются Департамент животноводства и племенного дела, Департамент экономики и анализа; Финансирование предусмотренных Программой мероприятий в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Минсельхозу России федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Составной частью механизма финансирования является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также финансирование НИОКР за счет средств федерального бюджета.
спер копию с сайта базы русской верховой, оригинал читайте по ссылке. Сами делайте выводы, что ожидает коневодство в нашей стране.
Прочитала,вздохнула,прослезилась Чой-то у меня подозрение,что до ДВ это не дойдёт.Супсидии получат депутатские да губернаторские лошадки.У них сейчас модно скакунов содержать.
Пост N: 8073
Зарегистрирован: 27.12.09
Рейтинг:
34
Отправлено: 16.07.11 21:31. Заголовок: Так оно и будет , та..
Так оно и будет , так как ещё в 2010 г. обращалась в сельхоз. департамент по данному вопросу , но ... Почему то предпочтение отдаётся мясному коневодству и программа затрагивает - Амурскую обл., Хабаровский кр., а у нас - глухо!!
Выложил специально, посмотреть реакцию конников Приморья. Кому коневодство вообще и Приморья в частности не безразлично прочитали и оставили свои коментарии к Развитию коневодства. Программа подписана в январе 2011 года, а планируется с 2010. Цыфры похоже 3П - пол, палец, потолок. По направлениям лошадки разнесены тоже очень интересно. MIkkiy денежки просто растащат по карманам чиновники, а коневодство останется там - где и было. За прошлый год канули в лето два завода (заводика) занимавшиеся РВ. Помощь для частника - да пусть идет он лесом и своим горбом всего дабивается. Тань расписано и для ДВ, но доживем до 2013 года - увидим, рост племенного коневодства, возраждение хозяйств. А там глядишь и квалифицированные специалисты выростут новые.(к теме о ветах)
Будем надеятся , что данная программа и нас затронет , авось смогу получать на производящий состав хоть что то от федералов и ... Может наш край расщедрится
Все даты в формате GMT
10 час. Хитов сегодня: 20
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет